Артамон Сергеевич Матвеев

Обновлено 15.04.2012 18:24 09.04.2011 19:25

А

ртамон Сергеевич Матвеев. Нашим современникам мало знакомо имя боярина Артамона Сергеевича Матвеева, а в свое время это был известнейший человек, посвятивший всю свою жизнь во благо Российского государства.

Артамон Сергеевич Матвеев родился в 1625 году в семье дьяка. Доводилось А. С. Матвееву участвовать в войне с поляками, в осаде Риги в 1657 году. Служил он и на Украине. Со временем, имея большое влияние на государственные дела, Матвеев одной из главных задач внешней политики считал воссоединение всей Украины с Россией.

Царь Алексей Михайлович Романов сделал А. С. Матвеева своим ближайшим советником, оказывал ему полное доверие. После смерти своей супруги царь все чаще бывал у Матвеева. В то время девушкам и женщинам запрещалось находиться в мужском обществе, однако Матвеев не придерживался старых обычаев. Вот почему однажды к ужину вышли его жена с маленьким сыном и двадцатилетняя красавица Наталья Кирилловна, которая воспитывалась у них в доме. Наталья Кирилловна была дочерью стольника и полковника Кирилла Полуэктовича Нарышкина. Царь разговорился с девушкой, увидел, что она умна и скромна и сказал, что найдет ей жениха. А через несколько дней Алексей Михайлович пришел к Матвееву и поведал, что сам хочет на ней жениться. Чтобы не давать повода для пересудов и сплетен, применили прежний способ выбора царем невесты: со всего государства собрали во дворец несколько сот красивейших девушек из боярских и дворянских семей, но выбрал царь, конечно же, Наталью Кирилловну.

В 1671 году состоялось венчание царя с воспитанницей А. С. Матвеева, а через год родился Петр — будущий первый Российский император. Крестным отцом царевича был А. С. Матвеев. В 1672 году по случаю рождения царевича Петра А. С. Матвеев возводится в сан окольничего, в конце 1674 года он стал боярином.

Артамон Сергеевич был одним из самых образованных людей того времени: дипломат, издатель, книжник. Он владел несколькими иностранными языками, в том числе греческим и латынью. Им было написано несколько исторических трудов, которые, к сожалению, не дошли до нас: «История русских государей, славных в ратных победах и лицах», «История избрания и венчания на царство Михаила Федоровича».

Появление первых русских гербов также связано с деятельностью А. С. Матвеева. Являясь кроме всего прочего печатником царя Алексея Михайловича, он собрал и издал отдельной книгой «Всех Великих князей Московских и Всея Руси Самодержавцев персоны и титулы и печати». Эта книга в наше время помогла воссоздать гербы древних русских городов, княжеские знаки.

Несмотря на то, что Матвеев знал и ценил русскую культуру, его по праву можно назвать одним из первых «западников». Все передовое Матвеев стремился внедрить и в России. Матвеев едва ли не первый среди тогдашних дворян женился на шотландке из Немецкой слободы, урожденной Гамильтон, принявшей православие под именем Евдокии Григорьевны. Сын Матвеева Андрей, родившийся в 1666 году и получивший хорошее воспитание, позднее станет дипломатом и в качестве постоянного посла Петр I пошлет его во Францию, чтобы установить дружеские связи между Россией и Францией.

После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году и вступления на престол его сына Федора боярин А. С. Матвеев и его семья подверглись опале. Считается, что Матвеев пытался посадить на престол малолетнего Петра, но скорее всего Милославские, вновь получившие большое влияние при дворе, из чувства мести, а также ради своего самосохранения решили убрать со своей дороги Матвеева. Его обвинили в злых умыслах на жизнь царя Федора и чернокнижии, после этого назначили воеводой на север в далекий Пустозерск. С ним в ссылку отправилась и его семья.

В 1680 году А. С. Матвеева перевели в Мезень, а через два года — в Лух. Это благодаря заступничеству крестницы Матвеева — невесты царя Федора Марии Матвеевны Апраксиной. После смерти царя Федора, последовавшей 27 апреля 1682 года, и вступления на престол Петра I вся власть снова перешла к Нарышкиным. Артамон Сергеевич получил возможность вернуться в столицу.

11 мая 1682 года Матвеев приезжает в Москву, а 15 мая вспыхнул стрелецкий мятеж:. Матвееву не удалось избежать опасности: он был поднят на пики стрельцами, сброшен с Красного крыльца Грановитой палаты и изрублен на площади. Все это происходило прямо на глазах царской семьи и десятилетнего Петра I. На могиле А. С. Матвеева со временем государственный канцлер граф Н. П. Румянцев поставил памятник. Однако до наших дней могила А. С. Матвеева не сохранилась, так как в 1938 году снесли церковь Николы в Столпах и сровняли с землей кладбище.

Подмосковное село Поярково досталось А. С. Матвееву в результате обмена землями с Нарбековым в 1651 году. На месте старой деревянной церкви Георгия Победоносца в 1665 году А. С. Матвеев построил каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы. По церкви и село в ту пору называлось Рождественское. Постройка была выполнена в стиле раннего барокко и относится к лучшим образцам русского зодчества XVII века. Первоначально это был небольшой храм, а в 1670-х годах к нему была пристроена трехъярусная шатровая колокольня, богато украшенная поливными изразцами и украшениями из Мячковского известняка. Сохранилась надпись на закладной доске храма, что строил его «полковник и головной Московских стрельцов» Артамон Сергеевич Матвеев. К сожалению, время разрушает храм и он нуждается в реставрации. В настоящее время храм передан церковным властям. Служба проходит во временном помещении в доме священника.

После опалы А. С. Матвеева в 1677 году, его владения были «отписаны на государя», а через год Поярково жалуется князю Михаилу Алегуковичу Черкасскому. В 1682 году село возвращается Артамону Сергеевичу и после его смерти переходит к его сыну Андрею Артамоновичу. При нем в 1704 году в Пояркове значилось: двор помещика, скотный двор (6 человек) и 31 крестьянский двор (121 человек). В 1728 году граф Андрей Артамонович Матвеев продал село Василию Васильевичу Степанову.

Немало владельцев сменилось с той поры у села, но в памяти людей остался только один — Артамон Сергеевич Матвеев, оставивший яркий след не только в истории села, но и в истории Российского государства.

Из материалов книги «Солнечногорье-страницы истории», 1998 г.

Прокрутить вверх