Возрождение немецкой литературы

Йоханнес Марио ЗиммельПараллельно с «экономическим чудом» в ФРГ происходил и духовный ренессанс, нашедший отражение в быст­ром возрождении литературы. Характерные черты «новой» немецкой литературы — повышенное внимание к социаль­но-политическим проблемам и прямота суждений по самым актуальным вопросам.

В ГДР характер литературы определяли политические ус­ловия, в которых приходилось работать писателям. Под ско­вывающим идеологическим надзором даже Б. Брехт не создал ничего значительного после переселения в советскую оккупа­ционную зону.

Начало возрождения немец­кой литературы можно отнести к 1947 г., когда двое бывших воен­нопленных X. Рихтер и А. Андерш создали «Группу 47», объ­единившую таких известных ли­тераторов, как Г. Грасс, 3. Ленц, Х. М. Энценсбергер и др. Они бы­ли преисполнены решимости ос­вободить творчество от всякого принуждения. Для художника бы­ла важна только внутренняя по­требность помочь обществу в раз­решении его проблем. В своих про­изведениях члены «Группы 47» раскрывали истинный смысл то­го, что происходило в Германии 30-х годов XX в. Так, в романе «Галера» Б. Вернер описывал варварское разрушение Дрезде­на англо-американской авиацией, те ужасы, что сопровожда­ли крах нацистской утопии. Блестящий стилист Г. Грасс в три­логии «Жестяной барабан», «Кошка и мышь» и «Собачьи го­ды», беспощадно срывая с нацизма маску таинственной мифологии, показал всю преступность фашистского режима.

Девиз нового поколения писателей сформулировал драма­тург и участник немецкого Сопротивления Г. Вайзенборн:

«Время безмолвия, шепота и секретов  в прошлом. Мы можем говорить. Мы должны говорить». Лауреат Нобелев­ской премии Г. Бёлль в рома­нах «Бильярд в половине де­сятого» и «Глазами клоуна» показал, как в условиях «эко­номического чуда» среди ру­ководителей нового демокра­тического государства ока­зываются бывшие нацисты. В романе «Групповой порт­рет с дамой» он критикует католическую церковь с ее ханжеской моралью. Когда правая пресса заклеймила Бёлля как духовного отца и пособника терроризма, он от­ветил на это великолепной новеллой «Поруганная честь Катарины Блюм ».

В 70-е годы в литературе ФРГ произошел поворот к описанию личной жизни че ловека, его внутреннего мира. Помимо описания соци­альных проблем, литерато­ров стали привлекать иные темы. Сформировалась «жен­ская» литература, пред­ставленная произведениями К. Штрук и Б. Швайгер. Огромными тиражами выходят имеющие большую популярность остросюжетные детектив­но-шпионские романы Й. Зиммеля, X. Конзалика и др.

Писателей ГДР ориентировали на «социалистический реа­лизм» советского образца, хотя Л. Фейхтвангер продолжал писать исторические романы, опубликовав превосходные про­изведения «Гойя» (1952) и «Мудрость чудака» (1952). Было создано множество «производственных» произведений — о за­водах и фабриках, сельских кооперативах. Они отличались примитивными сюжетами и художественной невыразительно­стью. Люди «добрые», прежде всего партийные функционе­ры, вступали в борьбу с людьми «злыми», «затаившимися агентами Запада». Конечно, победитель был известен заранее. Этим проблемам посвятила свои романы «Решение» (1959) и «Доверие» (1968) старейшина восточногерманской литерату­ры А. Зегерс.

В 60-е годы XX в., когда многие авторы все еще верили в возможность улучшения социалистической системы, по­явился ряд критических произведений. Большой обществен­ный резонанс получили романы «Лжец Якоб» Ю. Беккера, «Актовый зал» Г. Канта. Скрытое неприятие режима выра­жено в книгах К. Вольф, сделавшей своим девизом «субъек­тивную аутентичность». Открытого критика системы, поэта и певца В. Бирмана сначала лишили права на публичные вы­ступления, а затем и гражданства. В 70-е годы страну были вынуждены покинуть многие известные литераторы: Г. Кунерт, С. Кирш, Р. Кунце.

Опера Б. Брехта «Осуждение Лукулла» подвергалась рез­кой критике в партийной прессе. Автора обвиняли в песси­мизме, неуважении к немецкой народной культуре. К чести Брех­та, он ни разу не поступился своими творческими принципа­ми, хотя и вынужден был публич­но декларировать преданность ре­жиму (например, после подавле­ния восстания 17 июня 1953 г.).

Падение Берлинской стены за одну ночь изменило картину мира многих писателей. Немецкая ли­тература вступила в новую стадию своего развития, когда предстояло ОСМЫСЛИТЬ порой весьма противоречивое недавнее прошлое. Особенно это касается писателей из бывшей ГДР. Все они были каким-то образом причастны к политике своего государства. Безразлично, являлись ли они жертвами, «попутчиками» или приверженцами этого строя.

        Рубрика: НЕ РАЗДЕЛЕННАЯ ЭЛЬБОЙ КУЛЬТУРА.
       

Подпишись на RSS

rss Подпишитесь на RSS для получения обновлений.

Рубрики

Метки