Пятница

Обновлено 23.01.2011 17:56 23.01.2011 14:59

П

ятница. Деревня Пятница находится в 16-ти километрах к юго-западу от станции Подсолнечная Октябрьской железной дороги. История этого поселения уходит в глубь веков. В разное время его название звучало как Пятница-Берендеево, Берендеево-Пятницкое, Пятница-Берендеева, Пятница-Берендеевка и Пятница-Берендеевское. Согласно преданию оно было основано в XII веке берендеями — маленьким тюркоязычным кочевым народом. Вначале берендеи жили в Северном Причерноморье, затем, теснимые половцами, они заключили союз с русскими князьями и перешли на русскую землю. Великий князь Юрий Долгорукий переселил их на территорию Нашего края, где они и основали Пятницу.

Свое название село Пятница получило от построенной в нем деревянной церкви святой Параскевы-Пятницы. Со временем берендеи перешли к земледелию и полностью русифицировались.

В более позднюю эпоху Пятница стала монастырской слободой, принадлежавшей расположенному в ее пределах монастырю. Из писцовых книг мы узнаем, что в 1627-1628 гг. в «монастыре Великого Чудотворца Николы и Святые Великомученицы Парасковеи, нареченные Пятницы, что в Берендееве», при игумене Ионе были две церкви, посвященные названным святым. Кроме того, в первой из этих церквей был «придел Похвалы Пречистыя Богородицы».

Материальное благосостояние монастыря в то время было далеко не блестящим, что объясняется последствиями польской интервенции начала XVII века. В результате вражеского разорения многие заселенные деревни превратились в пустоши, значительная часть населения погибла. Согласно писцовым книгам, Берендеевскому монастырю в 1627-1628 годах принадлежали 10 пустошей, церковь Параскевы-Пятницы стояла без пения и находилась в ветхом состоянии. Не было пения и в приделе Похвалы Богородицы. Нехватка церковных певчих объяснялась скорее всего общим сокращением населения.

В писцовых книгах конца XVII — начала XVIII веков известий об отсутствии церковного пения уже нет. Штат певчих к тому времени, видимо, уже был укомплектован. По описи 1678 года в слободе находились дворы попа Алексия Акимова, дьякона Ипата, просвирницы и четыре бобыльских двора. Пятницкие бобыли согласно описи были беспахотными, то есть, видимо, не имели собственной запашки.

К началу XVIII века население Пятницы значительно увеличилось. В 1705 году в слободе было уже 24 двора бобылей. При церкви жили поп Козьма Никифоров, дьякон Ефим Алексеев, дьячок Никита Алексеев и пономарь Иван Григорьев. Сам Пятнице-Берендеевский монастырь в то время был приписан к Воскресенскому монастырю.

Известно также, что в 1715 году в Пятнице были мастерские трех кожевенных заводов. Позднее село было передано в ведомство государственных имуществ. В 1784 году в нем было 19 дворов, в которых жило 99 душ мужского пола и 100 — женского.

Вместо старых деревянных церквей в конце XVIII—начале XIX веков были построены каменные. В 1776 году построили церковь Святой Троицы, а в 1807 году — церковь с тремя приделами или престолами: Похвалы Божьей Матери, Святителя Николая и Мученицы Параскевы.

В XIX — XX веках село продолжало расти. Если в 1852 году в нем было 55 дворов, в которых проживало 170 лиц мужского и 187 женского пола, то в 1859 году соответственно 61, 185 и 170, а в 1911 году 73 двора (численность населения неизвестна).

Пятница была торговым селом, в котором периодически устраивались ярмарки. По данным на 1852 год, ярмарка происходила в десятую пятницу после Пасхи. Торговый характер села был обусловлен его выгодным географическим положением. Через него проходил тракт, известный также как Пятницкое шоссе. По нему в базарные дни съезжалось много народа. Шла оживленная торговля сельскохозяйственной продукцией, гончарными изделиями, бочками, кадками, дранкой, деревянными игрушками, валенками домашнего производства и многими другими товарами.

Довольно рано в Пятнице появилась школа, которая сначала (по данным 1859 года) называлась приходским училищем, а затем (1911) — двухклассным министерским училищем. К 1911 году в селе уже были библиотека, ветеринарный пункт, попечительство о народной трезвости, с которым парадоксальным образом соседствовала питьевая лавка Новопашенных, и земская больница, двухэтажное кирпичное здание которой сохранилось до наших дней. В Пятнице находилось также волостное правление.

В годы первой мировой войны (1914-1918) в здании больницы был госпиталь, где лечились раненые солдаты. В 1918 году госпиталь расформировали, а здание передали школе, поскольку прежнее школьное здание пришло в негодность.

В первые послереволюционные годы Пятница продолжала оставаться торговым, культурным и политическим центром окрестных сел и деревень. В период НЭПа здесь образовалось товарищество по совместной обработке земли. В селе были партийная, комсомольская и пионерская организации. Проводились выставки достижений сельскохозяйственного производства волости. Существовало общество потребителей. В школе были открыты 3-6 классы. В селе находились также почта, телеграф, клуб и детская колония им. Свердлова. В село часто приезжали артисты столичных театров, в том числе знаменитый хор имени Пятницкого.

Когда началась коллективизация, в Пятнице на базе товарищества по совместной обработке земли был создан колхоз. Он получил название «Новый путь». В 1932 году в нем числилось 81 крестьянское хозяйство с 264 едоками. В то же время в селе тогда еще оставалось 35 единоличных хозяйств (96 едоков). В дальнейшем село было коллективизировано полностью. Много трудолюбивых крестьян при этом было раскулачено и насильственно выселено из родных мест. В 1935 году колхозу вслед за лопотовским колхозом «Рассвет» вручили акт на вечное пользование землей.

В 1936 году в Пятнице прекратилась церковная служба. Церковь решили переоборудовать под клуб. Сохранилось известие о том, что церковные сторожку и сарай передали в 1940 году рыбхозу «Истра», а колокольню — колхозу на слом для строительства теплиц.

Во время Великой Отечественной войны село было сожжено немцами, здания церкви и больницы разрушены. Осталось одно лишь двухэтажное здание школы, в котором временно поселились все жители Пятницы.

В послевоенное время село отстроилось вновь. Школа была преобразована в семилетнюю, а затем — восьмилетнюю. Она работала вплоть до закрытия в 1985 году.

Колхозники сначала жили в построенных ими землянках, потом в домах. В военные и первые послевоенные годы в селе не хватало мужчин. Женщины сами валили лес, возили бревна, строили жилища и хозяйственные постройки.

В послевоенные десятилетия колхоз «Новый путь» стал миллионером. Он славился высокими урожаями зерна, овощей и картофеля, высокими удоями молока. В конце 70-х годов на продаже одного только картофеля колхоз выручил 700 тысяч рублей (по курсу 1961 года), Колхозники занимались также выращиванием семян овощных культур. Основы такого благополучия были заложены при председателе М. С. Савинове, который еще с довоенных времен до самой своей смерти в течение более чем 40 лет возглавлял колхоз «Новый путь», с которым в конце 50-Х годов объединились колхозы в деревнях Лопотово и Исаково.

Заложенные традиции оказались настолько прочными, что и в наше нелегкое время коренной ломки всех старых устоев пятницкие колхозники не захотели менять форму сельскохозяйственной собственности и сохранили свой колхоз, в настоящее время единственный на территории Солнечногорского района. Его центром, а также центром сельской администрации по-прежнему является Пятница — большое село в несколько зеленых улиц с электрическим освещением. В селе — 86 хозяйств и 235 жителей.

Прокрутить вверх