Роль кино в нацистской Германии

Особым вниманием нацистских правителей пользовалось кино. В тот период этот вид искусства был не только самым по­пулярным, но и оказывал на публику мощный гипнотический эффект. Всего за годы существования Третьего рейха на экран было выпущено 1097 художественных фильмов. И только каждый десятый фильм содержал откровенную политическую пропаганду. Остальные кинофильмы были развлекательными, историческими и приключенческими, но и в них скрыто дава­лись мировоззренческие установки.

Поскольку к 1937 г. четыре крупнейшие кинокомпании — «УФА», «Терра», «Тобис» и «Бавария» — находились в руках государства, то Министерство пропаганды держало под конт­ролем все кинопроизводство. Интересно, что в этой сфере Й. Геббельс проявлял заметную сдержанность. Он прекрасно знал, что для большинства людей кино является способом убежать от действительности, а потому его зна­чение для воспитания определенных чувств и мыслей особен­но велико. Знал Геббельс и то, что чересчур прямолинейная пропаганда с экрана способна вызвать противоположные эмо­ции и чувство протеста. Поэтому он требовал от пропагандист­ских фильмов высоких художественных достоинств, которые позволили бы проникнуть выраженным в них идеям в подсоз­нание зрителей.

Показателен в этом смысле был фильм «Квекс из гитлер-югенда» (1933). Романтический подросток из рабочей семьи состоит в коммунистической молодежной организации, но мечтает о гитлерюгенде. И мечта его сбывается. Однако при раздаче нацистских листовок подросток погибает от ножа бое­вика из коммунистической группы. Превосходная оператор­ская работа и хорошая музыка принесли ленте заслуженную популярность. В фильме «Фридрих Шиллер, триумф гения* (1940) молодой поэт борется против деспотичного герцога, от­стаивая свободу художественного творчества. С одной сторо­ны, это не укладывалось в цензурные рамки Третьего рейха. С другой стороны, образ литературного гения, боровшегося против реакционного правительства за свободу Германии, вполне мог вызвать ассоциацию с политическим гением, бо­ровшимся против Веймарской республики.

Печально известен злобный антисемитский фильм «Веч­ный жид» (1940), дублированные копии которого нацисты по­казывали во всех завоеванных ими европейских странах. Фильм в подчеркнуто документальной манере изображал ев­реев существами, помешавшимися на деньгах. Кошмарные сцены ритуальных убийств животных должны были вызы­вать у арийских зрителей омерзение к «садизму» иудейской религии.

Специфической чертой многих фильмов военного време­ни («Я обвиняю», «Ритуал самопожертвования», «Кольберг» и др.) являлась тема смерти. Близившийся крах Третьего рейха заставил говорить о спасении души через искупитель­ную смерть и небесном благословении за нерушимость своей веры.

        Рубрика: КУЛЬТУРА ПО-АРИЙСКИ.
       

Подпишись на RSS

rss Подпишитесь на RSS для получения обновлений.

Рубрики

Метки