Искусство воспевает рейх

плакатПоскольку нацистская партия требовала, чтобы литерату­ра и искусство художественными средствами пропагандирова­ли ее нравственные и эстетические идеалы, то полуофициаль­но и был очерчен круг проблем, которыми следовало зани­маться немецким мастерам культуры.

Так, писателям рекомендовалось уделять особое внимание прежде всего фронтовым, патриотическим и расовым сюже­там. Исходя из концепции «крови и почвы», литераторы ста­рались наделить землю мифическими чертами, представить ее как хранительницу вечных германских ценностей. Сельская жизнь воспринималась идиллией, поскольку крестьяне живут в соответствии с ритмом земли и всегда слышат ее зов. Такое обращение к доиндустриальным мифам и символам объяснялось стремлением отвлечь массы от действительных проблем, лишить отдельного человека его индивидуальности и превратить в крохотную частицу «народного сообщества».

Такие же задачи были поставлены и перед художниками. Самыми распространенными сюжетами стали изображения рабочих, крестьян и солдат. С одного полотна на другое ко­чевали усердные, мускулистые горняки или сталевары. В изо­бражениях крестьян просматривались некая гармония души и тела, умиротворенность и покой, вызванные близостью к земле-кормилице.

В архитектуре и скульптуре однозначно доминировали помпезная монументальность и лжеклассицизм, которые лучше всего воплощали претензии тоталитарного государства на величие. Но даже официальная «Кельнская газета» писала, что представленные на Большой немецкой выставке в 1937 г. огромные деревянные скульптуры, сотворенные М. Хануш, «вызвали сочувствие большинства посетителей своими со­вершенно безумными размерами».

Возводившиеся в эти годы государственные и партийные здания напоминали феодальные замки. В таком стиле были выстроены высшая партийная школа в Хемизее, новая рейхс­канцелярия в Берлине, Дом немецкого искусства в Мюнхене.

Толстые каменные стены, сравнительно небольшие окна с ко­ваными решетками, огромные арочные проемы, ряды беско­нечных колонн символизировали мощь и несгибаемую волю нацистской партии и государства.

Особым расположением палаты изобразительных искусств пользовались художники-декораторы, так как считалось, что своим искусством они «вносят большой вклад в приближение счастливой и культурной жизни». Очевидно, в виду имелось проектирование особых кроватей для молодоженов, что, пусть и косвенно, должно было способствовать повышению рожда­емости, а значит и процветанию страны.

Важнейшей функцией официального искусства была про­паганда культа фюрера, которому приписывались все добро­детели, какие только можно вообразить. Особенно велика бы­ла в этом роль прессы, кинематографа и поэзии. В необозри­мом море стихотворных восхвалений А. Гитлер одновременно и велик, ибо «указывает путь к звездам», и скромен, «как ты и я». Искусство убеждало, что образ фюрера навечно запечат­лен в сердцах народа, который он ведет «к свободе и хлебу». Малоизвестный поэт Л. Игенау в 1933 г. писал:

Вождю Германии мы отдаем сердца!

Хайль Гитлер — наша песня о свободе,

Как ты велишь, в борьбе мы до конца,

С тобою рядом в радости и горе!

Алеет день и восстает свобода

С немецкой песней изо тьмы веков.

Бог отдал Гитлеру всю мощь души народа,

Дерзанье юности и мудрость стариков!

{Пер. А. Патрушева)

Культ вождя выработал и особый ритуал. Во всех учреж­дениях и учебных заведениях обязательно должен был висеть портрет Гитлера, перед которым всегда стояли свежие цветы как символ неугасающей народной любви. Ритуалу был вы­нужден подчиняться и сам Гитлер. Как выходец из народа, он постоянно носил скромную форму рядового члена партии, лишь в торжественных случаях прикрепляя на нее получен­ный в годы Первой мировой войны Железный крест.

Но культ вождя нации имел и обратную сторону. Превра­щение народа в фанатичную толпу, обожающую фюрера, обо­рачивается тем, что и сам вождь начинает подчиняться ее инс­тинктам. Он сам начинает верить в то, что приписывает ему толпа, и сливается с нею в едином порыве слепого фанатизма.

Очень точно написал об этом Ф. Ницше: «Вождь должен иметь все качества толпы; тогда она тем менее будет стыдить­ся перед ним, и он будет тем более популярен».

        Рубрика: КУЛЬТУРА ПО-АРИЙСКИ.
       

Подпишись на RSS

rss Подпишитесь на RSS для получения обновлений.

Рубрики

Метки