На пути к власти

Адольф Гитлер

Национал-социалистическая идеология

Национал-социалистическая идеология создана не только А. Гитлером. В его ранних выступлениях и статьях не найти никаких оригинальных идей. Все они уже были довольно широко известны, но Гитлер радикализировал их в сво­ем толковании и превратил в политическую веру. При этом с самого начала изложению этих идей сознательно придавали двусмысленный характер с целью привлечь к на­цистскому движению как можно большее число людей, кото­рые могли бы отыскать в этой «идейной каше» то, что отвеча­ло их интересам и склонностям.

Но все-таки в основе этого конгломерата идей лежали три главных компонента: социальный дарвинизм с его принци­пом борьбы за существование, в ходе которой сильный подчи­няет или уничтожает слабого; необходимость завоевания «жизненного пространства для германского народа», преж­де всего на востоке Европы; расовая теория, ядром которой стал антисемитизм, обвинявший евреев во всех земных гре­хах и неурядицах.

Обо всем этом говорили еще в конце XIX — начале XX в. На первый взгляд, может показаться, что те, кто пропаганди­ровал такие лозунги, были эксцентричными одиночками, кото­рых всерьез можно не принимать. Но на самом деле у них было много сторонников. А многие из этих лозунгов в годы нацист­ской диктатуры стали официальной политической доктриной. Речь, однако, не идет о таких обскурантистах и ариософах, как Й. Либенфельс, основавший орден новых тамплиеров, или мюнхенский мистик А. Шулер, который хотел излечить от безумия Ф. Ницше, исполнив перед ним корибантский риту­альный танец (затея провалилась за неимением необходимых для танца медных лат). Речь идет о весьма уважаемых в свое время людях, которые пользовались влиянием и авторитетом не только в Германии, но и в других странах Европы.

Естествоиспытатель Ч. Дарвин не может нести никакой от­ветственности за искаженное толкование его учения и идеоло­гизацию принципа борьбы за существование. Он писал о био­логическом понятии расы в совершенно нейтральном смысле. Врач В. Шалльмейер, который в Германии считается основате­лем расовой гигиены, также не проводил никакого качествен­ного различия между расами. Для него была важна лишь соци­альная полезность человека. Но для того, чтобы обеспечить появление таких полезных людей, необходимо поощрять и ре­гулировать продолжение рода. У женщины нет более высокого призвания, чем быть женой и матерью. Чем больше детей у нее будет, тем лучше. А чтобы это были здоровые дети, следует ввести анкеты расово-гигиенического контроля. Поэтому Шалльмейер требовал стерилизации «физически или душевно неполноценных» людей и высылки из страны всех инвалидов.

Еще радикальнее были настроены некоторые его современ­ники, которые подчеркивали особую ценность германской ра­сы. В книге «Основы расовой гигиены» (1895) врач А. Плётц настаивал на необходимости «выпалывания» больных и слабых людей. Он даже предлагал предписывать супружеским парам, до какого возраста они могут заводить детей, и требовал уби­вать каждого ребенка, появившегося позднее установленного срока.

Землевладелец А. Тилле в своей анонимно изданной книге «Народная служба» (1893) писал, что следует беспощадно вы­браковывать детей с дурной наследственностью, которых «об­щество терпит только из сострадания и которые все равно по­гибнут». Такие люди, по его теории, не имеют права не только на продолжение рода, но и даже просто на существование. Так что об эвтаназии, т. е. умерщвлении душевнобольных и неиз­лечимых людей, говорилось задолго до появления нацистской программы. Тилле громогласно требовал «жизненного про­странства для немцев» и обосновывал право более сильной ра­сы уничтожать слабейшую: «Если она не имеет способности сопротивляться, то не имеет и права на существование». Уже в конце XIX в. в научной литературе можно встретить положения, которые в будущем войдут в гиммлеровскую про­грамму «выведения» идеальной человеческой расы — «Ле-бенсборн». Так, пражский профессор философии X. Эренфельс предлагал воспользоваться для этого методом искусственного оплодотворения и узаконить для расово безупречных мужчин полигамию (многоженство).

Идеей превосходства германской расы над остальными бы­ли пропитаны необычайно популярные на рубеже веков исто­рические романы Ф. Дана и Г. Фрейтага, «Германские сочине­ния» известного теоретика П. Лагарда и книга «Рембрандт как воспитатель» Ю. Лангбена. Но если мысли Лагарда трудно на­звать расистскими (хотя он и предлагал выселить в Палестину всех евреев из Германии, Австрии, Польши и Прибалтики), то сочинение Лангбена проникнуто явным антисемитизмом.

Лагард утверждал, что только немцы обладают душой, а прочие народы являются всего лишь «человеческим сырь­ем». Он протестовал против эмиграции людей из рейха, ут­верждая, что на чужбине они потеряют свою германскую сущ­ность. В то же время Лагард требовал колонизации восточных территорий, поскольку «не индустрия, а только земледелие, животноводство и торговля могут сделать Германию богатой и процветающей». Такие аграрно-романтические представле­ния были широко распространены в немецком обществе и лег­ли затем в основу концепции «кровь и почва» нацистского аг­рарного теоретика В. Дарре.

Лангбен мечтал о «пангерманской федерации» и искал корни арийской расы, которая должна повелевать остальным миром, не в Индии, а на берегах Северного моря.

Такого же мнения придерживался и натурализовавшийся в Германии сын британского адмирала X. Чемберлен. Его ог­ромный труд «Основы XIX века» (1899), наполненный множе­ством самых различных сведений (биология, искусство, фило­софия, история и т. д.), привел в неописуемый восторг кайзе­ра Вильгельма II, который всем рекомендовал прочитать эту книгу. Чемберлен полагал, что человеческие расы наделены неодинаковыми способностями, а «германцы принадлежат к той группе особо одаренных рас, которую называют арийца­ми». Они «физически и духовно превосходят всех прочих лю­дей», поэтому призваны стать «владыками мира». Труд Чем-берлена послужил образцом для главного теоретика национал-социализма А. Розенберга, считавшего автора «истинным художником, формирующим историю».

        Рубрика: Национал социализм Германии (1933-1939).
       

Подпишись на RSS

rss Подпишитесь на RSS для получения обновлений.

Рубрики

Метки