Эрнст Юнгер

Эрнст ЮнгерЛюбитель   опасностей   и   приключений,   Э. Юнгер   всю жизнь ненавидел порядок и мещанский уют. В своих книгах «В стальных грозах» (1920), «Полная мобилизация» (1931), «Рабочий. Господство и облик» (1932) он идеализировал вой­ну, фронтовое братство и утверж­дал, что война является наиболее естественным проявлением пол­нокровной   человеческой   жизни, что без нее наступают застой и вы­рождение. Только очищающие ду­шу грозы войны в состоянии обно­вить народ и способствовать его дальнейшему развитию. Убежден­ный нонконформист и противник демократической   системы,    Юн­гер все же уклонялся от участия в деятельности    какой-либо    ради­кальной партии. Однако его попу­лярность была настолько велика, что один из лидеров Коминтерна К. Радек заметил однажды, что для компартии привлечение Юнгера на свою сторону означало бы больше, чем завоевание большинства в рейхстаге.

Юнгер, который испытывал сильное влияние идей Ницше и Шпенглера, предрекал, что мир вступил в стадию конфлик­тов и жестокого насилия и что победителем во всеобщей борь­бе будет самоотверженный труженик, независимо от того, стоит ли он у станка, сидит ли за письменным столом или ле­жит в грязном окопе.

Воспевание техники и промышленной модернизации вело Юнгера к преклонению перед новой рабочей аристократией. Он убежденно провозглашал конец буржуазной эпохи и гря­дущее появление нового национально-социального имперско­го государства, в котором трудовой план будет важнее Консти­туции.

Трудный и противоречивый характер писателя сказался в его призывах к жизни в одиночестве, к отстраненности чело­века от своего времени, к проповеди аристократического ин­дивидуализма в стиле Ницше. Романтизм и стремление при­дать немецкой культуре динамику, волю и целеустремлен­ность привели Юнгера к поддержке идей «консервативной революции» как радикального стремления найти новый, выс­ший смысл в серой и будничной жизни.

Разумеется, овеянный романтикой славного фронтового прошлого Юнгер стал кумиром значительной части немецкой молодежи. Но с ним пытался соперничать и политический публицист, руководитель журнала «Тат» X. Церер (позднее, уже в ФРГ, он стал духовным наставником крупнейшего кон­сервативно-националистического издательского концерна А. Шпрингера).


Подпишись на RSS

rss Подпишитесь на RSS для получения обновлений.

Рубрики

Метки